Красночетайский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Хĕрлĕ Чутай муниципаллă округĕ

Из жизни Героя Советского Союза Логинова Алексея Романовича

Семья коренных крещеных чувашей Романа Степановича (1870-1942) и Евдокии Михайловны (1870-1947) Логиновых, крестьян-середняков дер. Обыково Атаевской волости (ныне Красночетайского района ЧР) Курмышского уезда Симбирской губернии  была многодетная: четверо сыновей и одна дочь. Они тоже были крещены и приняли христианство.

Алексей, являющийся средним ребенком, родился 11 марта 1903 г. Старшие Федор (1897-1975), Варвара (1900-1905), а младшие – Петр (1905-1974) и Иван (1907-1941). Все сыновья Логиновых и их внук Михаил, сын Алексея, были участниками Великой Отечественной войны.

В 1912 г. Алексей поступил учиться в четырехклассную Штанашскую церковно-приходскую школу и окончил ее в 1917 году. Свою трудовую деятельность после получения начального образования начал вести в хозяйстве отца, как будущий землепашец. Юноша рано понял, что тяжелым ручным трудом земледельца для себя можно только горб заработать. Поэтому смышленый парень, выученный грамоте, решил отречься от пути отца. Задумал выбрать стезю славы. Для чего стремился пристроиться к Атаевской волостной конторе, находящейся в том же соседнем селе Штанаши, хотя бы курьером. И в 16 лет (1919) ему эту несбыточную идею удалось воплотить в жизнь. Два года непрестанно разъезжая вдоль и поперек территорию родной стороны, вошел в доверие и перевелся на должность писаря волости. И до 1924 года усердно трудился на поприще делопроизводителя. Вскоре в 1927 году, после упразднения волостей и образования новых административных единиц, районов, перешел в исполком Обыковского сельсовета. Так как единогласно был избран секретарем его исполкома и включен даже в состав Президиума.

Однако в 1930 году в ходе выборов нового созыва лишился мандата члена президиума сельского совета. Для потери доверия у молодого авторитетного советского работника, казалось бы, не должно было быть никакой непререкаемой причины. Однако,  ростки её семян, заложенные Алексеем и взошедшие ещё шесть лет назад, вдруг заполыхали в связи с началом в стране сплошной коллективизации и стали чинить препоны. Избиратели родной и соседней деревни Арайкассы ему об этом напомнили за глаза, что он в январе 1924 года  женился на двадцатилетней дочери односельчанина Егора Васильевича Пахинова, владельца ветряной мельницы и хозяина двухэтажного кирпичного дома. Тем самым дали понять, что он «приспешник кулака». В начале тридцатых годов человек с таким ярлыком без слов мог быть причислен к контрреволюционеру. Алексею Романовичу по этому поводу в своей автобиографии и при заполнении анкет не раз приходилось писать: «Женился на дочери мелхоза. Тесть помер в 1921 году, тёща живет. Родители жены в 1931 году обложены твердым налогом как имеющие ветряную мельницу, право голоса не лишены». За ним, то негласное прозвище, как шлейф едкого дыма тянулось вплоть до принятия в партию.

У них совместно с Еленой Егоровной (14.03.1904 г.р.) родилось шестеро детей. Трое умерли от болезней. Выжили только Михаил (1925-1945), Егор (1927-1984) и Мария (1933-2011). Егор с рождения был инвалидом по зрению и признан негодным к службе в Армии. С 1930 по 1931 годы А.Р.Логинов секретарь переселенческого товарищества, функционировавшего при Обыковском сельсовете. Недолго продержался на новой работе. Так как отказался переселиться со своей семьей в Сибирь на новое место жительства, из-за чего он из этой конторы был уволен.

С 1931 по 1933 годы – секретарь Управления милиции района. Проживал в с. Красные Четаи. В надлежащий порядок привел служебное делопроизводство. За что в 1932 г. на Первой конференции ударников труда района награжден Грамотой и поощрен ценным подарком – ситцем длиною в 3 метра.

Если в тишикабинетов царили иллюзорное благополучие и деловая обстановка, то в обществе витал незримый страх между людьми. Виной этой ситуации были процессы, происходящие в стране по выявлению и бичеванию «врагов народа». Волна таких мероприятий не обошла стороной и район. А.Р.Логинов казалось бы вошел в доверие и завоевал авторитет. Но не до этих заслуг было. Ему  поспешно пришлось покинуть районный центр и вернуться в родную деревню. По сентябрь месяц 1934 года занимался в колхозе «Жнейка» и в своем хозяйстве крестьянским трудом.

В сентябре 1934 года, после спада той ужасающей волны мероприятий, вновь возвращается в органы правопорядка. На сей раз до октября месяца уже как секретарь  народного суда. С октября 1936 года становится курсантом годичной Чебоксарской правовой школы. После окончания курсов, направлен на должность заведующего нотариального стола при нарсуде Батыревского района. Но народный комиссариат юстиции Республики, учитывая его заявление, удовлетворил просьбу и вернул обратно нотариусом в Красночетайский же район. Поскольку в то время на иждивении главы семьи находились четверо детей. А Юле, младшей из них, было всего только год с лишним (впоследствии от болезни она умерла в 1941 г.).

Помимо оказания юридической помощи сельчанам Алексей Романович вел активную общественную работу. Являлся председателем месткома профсоюза работников суда и прокуратуры. В 1939 г. был избран делегатом на республиканскую конференцию профсоюзных работников II созыва.

13 июня 1940 года бюро Красночетайского РК ВКП (б), ещё в бытность нотариусом, утвердило А.Р.Логинова, как народного заседателя, заместителем народного судьи 1-ого судебного участка. Теперь он в отсутствие народного судьи В.П.Яндайкина исполнял его обязанности. Исполнение обязанностей нотариуса было возложено на секретаря суда.

А.Р.Логинов на службе, как человек неутомимый, динамично шаг за шагом поднимался по иерархической лестнице.

14 октября 1940 года, в связи с переходом на работу в коллегию адвокатов, он освобожден от занимаемой должности нотариуса. Вскоре сделал карьеру. 15 ноября 1940 г. А.Р.Логинов решением исполкома Аликовского районного Совета депутатов трудящихся Чувашской АССР был избран народным судьей второго судебного участка. Для него, несмотря на отсутствие надлежащих не только профессионального, но и базового  образований, открылись врата в храм правосудия.

Народной судьей Аликовского района работал до 1 ноября 1941 года. После сокращения второго судебного участка района он получил направление для продолжения деятельности судьи в Красноармейском районе. Глубокой осенью до выезда в село Красноармейское свою семью, супругу Елену Егоровну с детьми, обозом из села Аликово отправил в деревню Обыково.

Ему в новом районе и усвоиться не пришлось, наверное. 18 декабря того же года по Наркомату юстиции республики появился приказ о выбытии А.Р.Логинова 17 декабря того же года на фронт.

Прибыв в действующую армию, назначен членом Военного трибунала Московского военного округа. В связи с болезнью цингой в феврале 1943 года был госпитализирован. Вылечившегося судью отправили на трехмесячные курсы переподготовки командиров. После завершения напряженной учебы ему присвоено воинское звание «лейтенант» и предоставили шестидневный отпуск.

Со слов пенсионера Николая Петровича Логинова, жителя деревни Обыково, вышедшего вместе с односельчанами на околицу деревни, попрощаться со своей родной дядей, уезжающим вновь на фронт в начале июня 1943 года:

«На его плечах были погоны со звездочками. В последний момент расставания старики спросили:

- Теперь куда путь держишь, Элекçи?

- В город Пермь, - ответил он.

Людей такой ответ видимо не насторожило, а наоборот только заинтересовало:

- Где же расположен этот город?

К их удивлению, фронтовик, долго не раздумывая, сказав «На востоке», вскинул руку вверх и протянул в сторону восхода солнца».

Людям неведомо было, что там шло формирование штурмовых групп для форсирования реки Днепр, представляющую неприступную стену обороны немцев. А для бесстрашных воинов, первыми переплывших реку и вцепившихся в смертельную схватку с врагом по захвату плацдарма на правом берегу, директивой Ставки  Верховного главнокомандования командующих армий, предписывалось заранее подготовить Золотых звезд Героя.

А.Р.Логинов в должности командира взвода 5-ой стрелковой роты 1183-го полка 356-ой стрелковой дивизии начал воевать в составе левого крыла Центрального фронта (ком. генерал армии К.К.Рокоссовский).

28 сентября 1943 года при переправе реки Днепр ему с группой бойцов удалось достичь западного берега реки, и в завязавшейся неравной борьбе он пал смертью храбрых. Похоронен возле деревни Новосёлки Репкинского района Черниговской области Украины. В его наградном листе записано «За умелое и образцовое руководство боем лейтенант Логинов Алексей Романович достоин награждения орденом Ленина и присвоения звания Героя Советского Союза»,

Указом Президиума ВС СССР от 15.01.1944 г. А.Р.Логинову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Он – единственный Герой из всех судьей-фронтовиков Чăваш ен.

Его именем названа одна из улиц деревни. На доме, построенном сыном Егором, в честь него установлена мемориальная доска. В советское время пионерская дружина Новоатайской средней школы носила его имя. В Майском лесничестве Красночетайского мехлесхоза на площади 1 га в честь Героя имелась лесопосадка. В настоящее время в центре деревни в честь его памяти открыт и благоустроен парк, посвященный уроженцам деревни, участникам той страшной горнилы. Совсем недавно, 8 мая 2019 года в г. Чебоксары открыт памятник, который установлен рядом с административным зданием Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на улице, которая названа именем героя.

Его сын Логинов Михаил Алексеевич, родился 28 ноября 1925 г.,  призван на фронт в 1942 году. Морской пехотинец погиб 1.02.1945. г на территории Польши. В письмах матери писал: «Буду мстить немцев за отца». Награждён орденами: «Красная Звезда» и «Отечественная война I степени».

Елена Егоровна (Пахинова) Логинова умерла 20 января 1983 года.

Заслуженный деятель Чувашской этнокультуры,

Почетный краевед ЧР Лев Медведев